Корабль-музей «Гото Предестинация»

В 2009 году Администрацией Воронежской области было принято решение о строительстве  плавучего музея - ходовой копии корабля «Гото Предестинация». Корабль предполагается использовать в качестве плавающего музея.

Выбор на «Гото Предестинацию» пал не случайно. Это был первый линейный корабль русского флота, спроектированный лично Петром Первым и построенный на Воронежских верфях. Причем Петр решил, что этот корабль должен строиться руками исключительно русских плотников, без привлечения иностранцев. Руководили строительством корабельные мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Этот трехмачтовый корабль был около 40 метров длины; 9,5 метров ширины, вооружен 58-пушками и имел богатый резной декор. Экипаж состоял из 253 человек.

В качестве прототипа был выбран английский линейный корабль 4 ранга, но проект пришлось кардинально переработать: изменить главные размерения, обводы, парусное вооружение, увеличить количество пушек.

«Гото Предестинацию» заложили в 1698 году, а на воду спустили в 1700. Петр был доволен: «весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный». Вместе с другими кораблями «Гото Предестинация» составила ядро русской эскадры на Азовском море, что позволило закрепить за Россией Азов, Таганрог, побережье Азовского моря и степь до Днепра.

Для увеличения срока службы корабля-музея, обеспечения непотопляемости и минимальной осадки, удобного размещения современных судовых устройств, систем и механизмов было принято решение делать корпус композитным: металлический «низ» и деревянный «верх».

Нижнюю металлическую часть корпуса изготовил Павловский судостроительно-судоремонтный завод.

Нашей задачей являлось строительство верхней деревянной части корпуса в комплекте с историческими корабельными устройствами, дельными вещами, рангоутом и такелажем.

Для облегчения и удешевления транспортировки «Гото Предестинации» мы решили применить метод секционной постройки, опробованный нами при строительстве драккаров для Выборга. Деревянный корпус разбирался на 58 секций, перевозился в Воронеж и затем вновь собирался на плаву на нижней металлической части корпуса.

При проектировании и строительстве главной проблемой являлось максимально точное приближение к оригиналу, так как чертежей корабля не сохранилось. На сегодняшний день имеются лишь два изображения «Гото Предестинации» Петровского времени: акварель Бергмана и гравюра Шхонебека. Но они показывают только общий вид корабля, о внутреннем устройстве и палубном оборудовании судить по этим изображениям сложно.

Поэтому пришлось использовать все наши знания и опыт постройки исторических кораблей, материалы российских и зарубежных музеев и архивов, специальную историческую литературу.

Большую помощь нам оказали сотрудники Центрального военно-морского музея в г. Санкт-Петербурге, позволив детально изучить акварель Бергмана и модели кораблей конца XVII – начала XVIII века из фондов ЦВММ.

Дополнительные трудности были связаны с тем, что Петр не слепо копировал английские чертежи, а творчески их перерабатывал. В корабле можно видеть конструктивные решения и английских, и голландских, и французских кораблей. Таким образом, путем осмысления мирового опыта, было положено начало русской кораблестроительной школы.

Соответственно нам тоже приходится из нескольких вариантов конструктивных решений выбирать то, которое, по нашему мнению, могло использоваться на «Гото Предестинации».

В настоящее время работы по строительству деревянной части корпуса близятся к завершению, параллельно идет изготовление дельных вещей, деталей парусного вооружения, корабельного декора.

Весной мы планируем приступить к разборке и перевозке частей корпуса в Воронеж, и надеемся, что уже в этом году плавучий музей сможет принять первых посетителей.

21 июля 2013 года нижняя металлическая часть корпуса из Павловска с помощью 2 буксиров по рекам Дон и Воронеж отправилась в Воронежское водохранилище к Петровскому острову, где была пришвартована 25 июля. В конце августа 2013 года из Петрозаводска была отправлена верхняя часть будущего корабля. В середине сентября начался монтаж деревянных конструкций на металлический корпус.

 2 июля 2014 года корабль вышел на ходовые испытания согласно требованиям Российского Речного Регистра. На проверке присутствовал эксперт Донно-Кубанского филиала Регистра.

В августе 2014 года линейный корабль «Гото Предестинация» после большой, сложной и кропотливой работы занял свое место около Адмиралтейской площади Воронежа. Корабль получился очень красивый и уже сейчас стал символом города.

 


Фотографии:

→ К списку